Рак мочевого пузыря

Трансуретральная резекция (ТУР) мочевого пузыря

Это эндоскопическая операция, которая выполняется с целью удаления опухоли (полипа) мочевого пузыря с последующим микроскопическим исследованием полученной ткани.

Почему ТУР?

По результатам предварительного обследования (ультразвуковое исследование, цистоскопия, компьютерная томография и т.п.) у Вас в мочевом пузыре обнаружена опухоль. Только морфологическое исследование (осмотр под микроскопом) удалённой во время трансуретральной резекции мочевого пузыря опухоли позволит установить окончательный диагноз и определить необходимость дополнительного лечения.

В чём заключается подготовка к трансуретральной резекции мочевого пузыря?

Для выполнения операции Вам придётся провести в урологическом стационаре несколько дней (от 3 до 10). Перед трансуретральной резекцей мочевого пузыря все пациенты должны сдать анализы крови (в том числе на сифилис, ВИЧ (СПИД) и гепатит) и мочи, выполнить электрокардиографию (ЭКГ), рентгеновское исследование грудной клетки.
Также больных осматривают терапевт и анестезиолог, который определяет вид анестезии (спинальная, внутривенная или общий наркоз). Вечером накануне операции выполняется очистительная клизма и проводится бритьё волос ниже пупка. С 0 часов того дня, на который назначена операция, не разрешается есть и пить. Утром в день трансуретральной резекции мочевого пузыря начинается антибактериальная терапия (внутримышечное или внутривенное введение антибиотиков).

Как проходит трансуретральная резекция мочевого пузыря?

Трансуретральная резекция мочевого пузыря - высокотехнологичное вмешательство. Во время операции пациент лежит на спине с разведенными и согнутыми в коленях ногами. Через наружное отверстие мочеиспускательного канала врач вводит в мочевой пузырь специальный инструмент - резектоскоп. Все манипуляции выполняются под контролем зрения. При помощи резектоскопа производится удаление («сбривание») опухоли и коагуляция (прижигание) кровоточащих сосудов. При необходимости берётся биопсия различных участков стенки мочевого пузыря. Полученная ткань направляется на консультацию врачу-морфологу. В конце операции в мочевой пузырь через мочеиспускательный канал устанавливается катетер (полая латексная или силиконовая трубка, по которой вытекает моча в мешок-мочеприёмник).

Как протекает послеоперационный период?

Возможно, что после операции Вам будет установлена система непрерывного орошения мочевого пузыря (специальным раствором или фурациллином), когда промывная жидкость поступает по одному из внутренних каналов катетера в мочевой пузырь и выделяется по другому каналу наружу в мочеприёмник вместе с мелкими сгустками крови. Длительность функционирования такой системы определяется врачом и может составлять от нескольких часов до 2-3 дней.
Через 1,5-2 часа после операции при отсутствии тошноты и рвоты Вам можно пить (небольшими порциями; до вечера разрешается выпить примерно 1500 мл негазированной воды). Возобновить приём пищи можно, как правило, на следующее утро (иногда - вечером в день операции). В течение 7-10 дней после операции избегайте употребления солёных, жареных, копчёных продуктов, старайтесь пить не менее 2000-3000 мл жидкости в сутки (вода, чай, морс, сок и т.п.). В любом случае режим питания и приёма жидкости лучше уточнить у Вашего лечащего врача: возможно, что в связи с какими-либо имеющимися у Вас сопутствующими заболеваниями или особенностями операции врач даст рекомендации, отличные от вышеприведённых.
Антибактериальная терапия продолжается обычно 5 - 15 дней.
Удаление уретрального катетера проводится через 1 - 5 дней (в среднем - 2 суток). После удаления катетера моча может быть как светлая, так и с примесью крови. Вы можете мочиться часто, небольшими порциями, ощущать жжение и резь в уретре и промежности при мочеиспускании, сильные позывы к мочеиспусканию. Указанные явления обусловлены перенесённой операцией и обычно проходят в течение 7 - 14 дней.
Эпизоды появления примеси крови в моче могут сохраняться до 3-х недель, когда пациент, как правило, уже находится дома. В такой ситуации Вам следует увеличить объём употребляемой жидкости и избегать тяжёлой физической нагрузки, а если Вам кажется, что кровотечение носит угрожающий характер, немедленно связаться с лечащим врачом по телефону или (в ночные часы) обратиться в ближайший урологический стационар.
Заключение от врача-морфолога о результатах биопсии опухоли мочевого пузыря можно ожидать через 2-7 дней (в зависимости от того, где выполняется гистологическое исследование). Узнать результат биопсии и окончательный диагноз Вы сможете у Вашего лечащего врача.
В случае, если опухоль мочевого пузыря оказывается злокачественной, часто требуется проведение дополнительного лечения - инстилляций (вливаний) различных лекарственных препаратов в мочевой пузырь (т.н. «внутрипузырная терапия»), о чём Вы будете информированы дополнительно. В некоторых случаях врач может посоветовать ввести какое-либо лекарство в мочевой пузырь прямо на операционном столе, не дожидаясь морфологического ответа.

Каковы возможные риски и осложнения операции?

Любая операция, как впрочем, и наркоз, всегда сопряжена с определённым риском осложнений, в том числе опасных для жизни, связанных не только с Вашим заболеванием, но и с индивидуальными особенностями и реакциями организма, которые не всегда возможно предусмотреть.

Вероятные риски анестезии Вам разъяснит анестезиолог.

К осложнениям непосредственно опухоли мочевого пузыря и трансуретральной резекции относятся:

• - Кровотечение, которое может потребовать переливания крови или проведения повторной операции;
  • - Повреждение стенки мочевого пузыря или какого-либо органа брюшной полости, что делает необходимым незамедлительное выполнение открытой операции;
  • - Мочевая инфекция (острый пиелонефрит, острый простатит, острый орхоэпидидимит, сепсис);
  • - Формирование в дальнейшем стриктуры (сужения) мочеиспускательного канала;
  • - Рецидив опухоли мочевого пузыря.

Как наблюдаться после операции?

В большинстве случаев после трансуретральной резекции мочевого пузыря Вы должны регулярно обращаться к урологу для выполнения контрольной цистоскопии (осмотр мочевого пузыря глазом при помощи специального инструмента в амбулаторных условиях) с целью своевременного выявления возможного рецидива опухоли. Первая цистоскопия проводится обычно через 3 месяца после операции; сроки последующих исследований целесообразно уточнить у Вашего врача.

На сегодняшний день в предупреждении рецидивов и прогрессирования опухоли мочевого пузыря эффективными оказались митомицин С, доксорубицин, а также иммуномодуляторы на основе вакцины БЦЖ. Противоопухолевый эффект БЦЖ впервые описал Holmgren. В 1966 году Coe и Feldman показали, что в мочевом пузыре также, как и в коже, может развиваться иммунная реакция замедленного типа на антигенное раздражение. В 1976 году впервые Morales et al сообщили. об успешном местном применении путем инстилляции БЦЖ при раке мочевого пузыря.